«Урок как средство реализации метапредметных результатов на основе платформы LECTA»

1. Вступление.
    Мы все с вами учителя-практики, и каждый в своей области новатор. Сегодня я предлагаю вам окунуться в поиск нового знания для решения загадки будущего.
В первый класс приходят разные ученики. Но они, как «кусочек пластилина», и мы можем из них что-то «лепить». Помогает в этой деятельности мне метапредметный подход в обучении.

      Меня  часто, как и других учителей, волнует вопрос «Как сформировать у младшего школьника целостное представление об окружающем мире?»
Передо мной обозначаются проблемы:

1.  Как обеспечить УСПЕШНОСТЬ каждого учащегося в обучении.
2.   Как сохранить и укрепить ЗДОРОВЬЕ ребенка при организации его учебной деятельности.
3. Каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий 
СОЦИАЛЬ НОГО ОПЫТА.

Для себя  определяю цели работы:

1. Вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.
2. Формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
3. Развивать  познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Решение этих проблем и достижение поставленных целей возможно, осуще-ствить именно в начальной школе, применяя метапредметный подход в обучении.
Во-первых, учителя начальной школы ведут большинство предметов сами и могут прийти к целостному обучению.
Во-вторых, у детей этого возраста большие потенциальные возможности для интеллектуального развития. Они могут мыслить обобщенно, если этому их учить.
    Именно учитель начальных классов как универсальный специалист способен при планировании и организации учебных занятий по разным предметам выявить характерные предметные взаимосвязи, определить необходимые средства обучения и развития младших школьников, а также спроектировать идентичные результаты учебной деятельности в нескольких учебных областях.
   Главной целью метапредметного подхода в обучении является: развитие и качественное обновление педагогической деятельности, и повышение качества образования.
  2. Образовательные педагогические технологии.
   Для обеспечения позитивных метапредметных результатов деятельности учащихся на уроке  использую разные образовательные педагогические технологии.

     1. Групповые технологии обучения

Для успешной работы для себя выделяю, по крайней мере, три группы учащихся:

   Данная технология позволяет обучать как сильных, так и слабых учеников, в основе подхода к ребенку лежит сотрудничество. Она обеспечивает активность учебного процесса и достижение высокого уровня усвоения содержания, оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка, развивает самоуверенность.
Когда дети работают в группе, они распределяют роли по силам, то есть каждому ребенку даётся определённая работа. В группе все задействованы.

Например ,на уроке окружающего мира в 3 классе по теме «Корни растений» ребята работали в группах, проводили исследование.
1 группа- виды корней (учащиеся рассматривали гербарий, изучали текст, рисовали корневые системы, готовили выступление).
Каждому ребенку было задание по силе, один читал, другой рисовал, третий искал нужные данные, а четвертый готовился к выступлению.
2группа-  изучала значение корня для растений.
3группа- корнеплоды ( с помощью лупы ребята рассматривали корень, находили главный корень, боковой, придаточные волоски, рисовали строение корня готовили выступление). Эта технология помогает развивать уверенность в своих силах, дети на таких уроках очень активны.

      2. Проблемное обучение на уроке осуществляю через решение проблемных задач, логических заданий, в которых сочетаются систематическая, групповая и самостоятельная поисковая деятельность учащихся.
Подводящий к теме диалог.

Например, чтобы подвести детей к теме урока, выстраиваю цепочку вопросов к
новому знанию.
На уроке русского языка в 1 классе при изучении темы «Правила переноса слов» на доске стихотворение «Как я перенес слова»

         Мы изучаем перенос,
Вот как слова я перенёс:                                        
ЕДВА   я  перенёс:  Е -ДВА,                                                                                                                         Как   получил   за   это   «два»                                                                              УКОЛ   я   перенёс:   У- КОЛ                                                           
И  получил   за   это   «кол».
ОПЯТЬ   я   перенёс: О - ПЯТЬ
Теперь, наверно, будет «пять»!

Вопросы:
- Как вы думаете,  Незнайка получит отметку пять?
- Вспомните,  какое правило переноса мы выучили на предыдущем уроке?
- Незнайка справился с заданием?
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Что нового узнаем  на этом уроке?
    На уроке русского языка в 3 классе по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»  предлагаю прочесть слова, записанные на доске в 2 столбика:

Мяч                           Дочь

Шалаш                      Ночь

Еж                             Мышь

Вопросы:

- Что заметили общего? (слова оканчиваются на шипящий).

- А     в чем различие? (В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова).
-Значит, какая сегодня будет тема урока? (Фиксирует тему).
   3. Технологии проектирования.

Основная цель метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
Совместно с учениками мы создаем учебные проекты. Самые яркие в 4 классе
по изобразительному искусству « Головной убор сказочного персонажа», по окружающему миру «Поговорим о доброте», «Человек- защитник своего отечества», по технологии «Футляр- дизайн проект»; в 1 классе по математике «Моё любимое число», по окружающему миру «Природа России» ( создание летбука)

 4. Информационно-коммуникативные технологии.
   Современные мультимедийные пособия ( и интерактивые тренажеры, и компьютерные программы, и электронные приложения к учебникам, и мультимедийные презентации, которые объединяют в себе печатные тексты, схемы, рисунки, графические элементы, аудиозаписи, фрагменты фильмов, тесты, интерактивные обучающие программы, функцию взаимодействия с окружающим информационным пространством.
Этот богатый набор образовательных ресурсов позволяет мне более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении, эффективнее использовать время на уроке, создавать проблемные ситуации, что активизирует познавательную деятельность учащихся, проводить уроки на высоком эстетическом уровне, индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания. 
 Использование современных мультимедиа и интерактивных технологий в преподавании школьных предметов позволяет:
• повысить наглядность восприятия учебного материала, что положительно отражается на учебной мотивации и эффективности обучения;
• обогащают процесс обучения, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого;
• интегрируют в себе мощные образовательные ресурсы, обеспечивая среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная;
• открывают принципиально новые методические подходы в системе общего образования;
• активизируют познавательную деятельность учащихся.
Труд и время, затраченные на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывают себя во всех отношениях: 
• повышают качество знаний;
• продвигают ребенка в общем развитии; 
• помогают преодолеть трудности в обучении;
• вносят радость в жизнь ребенка;
• позволяют вести обучение в зоне ближайшего развития.
Использование ИКТ на уроках позволило мне:
- расширить объем предъявляемой учебной информации;
- улучшить организацию урока; 
- повысить интерес к изучению предмета и к учению в целом.
Такая образовательная  платформа как учи. ру вам уже известна. Сейчас идет разработка образовательной платформы LECTA. Во- первых, на этой платформе предлагаются такие сервисы: классная работа, контрольная работа, курсы повышения квалификации, ЭФУ ( более 500 электронных учебников с удобной навигацией), ВПР- тренажеры, атласы. На сервисе классная работа находятся готовые презентации, которые включают и задания, и аудиофайлы, и видеофайлы.
3. Заключение.
Применение выше указанных технологий в образовательном процессе способствует формированию метапредметных результатов деятельности учащих-ся, среди которых можно назвать следующие:
- способность самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем;

- навыки структуризации и классификации поступающей информации;
- приобретение важных характеристик мышления – гибкости, связности, структурности.

Совместную деятельность учителя и ученика в формировании у школьников навыков самообразования надо считать одним из перспективных направлений реализации метапредметности.
Таким образом, растущему человеку нужны не «основы наук», а подлинное мировидение средствами математического, физического, эстетического, экологического, экономического мышления, которое становится целью образования.
Наша школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому для меня важно обеспечить ребенку общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить умением учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
И вы, наверное, со мной согласитесь, что “Самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как мы показали ему этот путь”.
Чтобы все получилось, необходимо верить в успех, а будущее принадлежит тому, кто верит в успех. И я желаю вам успехов. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий